ТанелорнМиры Майкла МуркокаГлоссарий к Книгам Корума ▶ трилогия "Серебряная рука "

Глоссарий к трилогии "Серебряная рука "
Константин Фаворин


Во второй трилогии Муркок использовал в основном ирландские и валлийские мотивы. Здесь связь с мифологией уже гораздо прочнее, по сравнению с первыми книгами. На кельтские легенды ссылаются уже не только имена, но и многие события.

В глоссарии даны лишь имена тех персонажей, что являются основными действующими лицами (либо интересны с точки зрения связи с мифологией). Другие имена, которые упоминаются в книгах, можно встретить либо в ирландских легендах (Фиохайд, Финн, Даффин), либо в валлийском Мабиногионе (Пуйл, Утер, Бран). Кстати, встречающиеся в тексте перечисления имен персонажей, не принимающих почти никакого участия в событиях – стилизация под древние тексты. Так в Мабиногионе можно встретить перечни имен в десяток и больше строк.

Кельтское же происхождение имеет и имя Гэйнора Проклятого – оно означает "сын светлокожего".

* * *

Амергин (Amergin) – верховный друид мабденских племен, названный по имени первого друида Ирландии, одного из Сыновей Миля. Баллада Амергина, одноименного предка верховного короля-друида, которая приведена в начале второй книги, соответствует песне, спетой его мифическим прототипом, когда тот высадился в Ирландии. 


Ануин (Anwyn) – страна в морских глубинах, из которой, согласно мабденской легенде, явились Фои Мйоре. Это слегка искаженное название валлийского потустороннего мира, именуемого Аннуин (Annwyn) или Аннон (Annwn). Расположение страны на дне моря перекликается с ирландской традицией, согласно которой фоморы обитали либо на дне моря, либо на островах.


Арианрод (Arianrod) – женщина из народа сидов, которая не фигурирует в качестве персонажа трилогии, но упоминается как обладательница чудесного плаща.
Имя Арианрод взято Муркоком из валлийской мифологии – в "Мабиногионе" это дочь богини Дон.


Балар (Balahr) – один из Фои Мйоре, одноглазый великан, чей взгляд способен заморозить всё живое. Это почти не измененный образ Балора Злого Глаза, короля фоморов из ирландской мифологии, с той единственной разницей, что глаз мифического Балора не замораживал, а просто убивал (либо испепелял).


Бресс (Bress) – еще один Фои Мйоре. В тексте упоминается только имя, принадлежащее персонажу ирладнских легенд. Бресс (Брес) был наполовину из Детей Дану, наполовину фомор из рода короля Элаты. Некоторое время был королем Детей Дану, но, проявив себя тираном, был лишен власти, после чего отправился к народу своего деда – фоморам.


Брийонак (Bryionak) – волшебное копье, выкованное Гоффаноном. Только владеющий этим копьем может призвать Черного Быка Кринанасса. Прообразом Брийонаку, несомненно, послужило копье Луга, которым он, согласно одному из вариантов мифа, вышиб злой глаз Балора. Подобно Брийонаку, копье Луга также всегда возвращалось в руку владельца. По одной из трех версий происхождения копья, его выковал кузнец Гоибниу, соответствующий валлийскому Гованнону.
Происхождение имени установить не удалось, поэтому можно только строить предположения. Возможно, тут связь с Брианом, добывшим для Луга копье Ассал. Кроме того, название чем-то напоминает ирландское имя Bearach, означающее "остроконечный" (согласно другой трактовке имя, собственно, как "копье" и переводится)


Бык Кринанасса (Bull of Crinanass) – огромный черный бык из стада сидов, призванный Корумом для борьбы с Народом Холода. Быки занимали важное место в культуре и мифологии кельтов, это было олицетворение мужественности и агрессивности, которую, прежде всего, символизировали рога, изображавшиеся на различных предметах культа нарочито огромными (вспомним, что рога Быка Кринанасса также невозможно было обхватить руками). Эпизод, в котором Черный Бык растерзал одного из Фои Мйоре, после чего покинул мир мабденов, имеет параллели с ирландской легендой о похищенном королевой Медб быке из Куальгне, который, разорвав белорогого быка из Коннахта, возвратился домой, где мирно умер. Возрождение же мертвой природы из крови Быка Кринанасса, похоже, восходит к архаичному валлийскому мифу о сотворении мира из тела убитого быка.
Этимологию имени "Кринанасс", к сожалению, установить не удалось. Скорее всего, оно просто стилизовано под имена ирландских легенд (ср. Мананнан, Несса)


Ги Брасайл (Hy Breasail) – остров кузнеца Гоффанона, последний осколок Ливм-ан-Эш. Ги Бразил (Хай Брасил, Хай Бресал) – мифический остров к западу от Ирландии, который раз в семь лет поднимается из глубин моря. На средневековых картах Ги Бразил присутствовал как реально существующий остров, когда же мореплаватели открыли Южную Америку, то они были убеждены, что нашли этот остров; в честь него была названа Бразилия.


Гоффанон (Goffanon) – карлик-сид, выковавший копье Брийонак. Назван так по имени кузнеца Гованнона (Gofannon) из валлийской мифологии, которому в ирландской традиции соответствует Гоибниу.


Гоим (Goim) – женщина из Фои Мйоре, Народа Холода. Этот персонаж – один из самых сложных в трилогии, в том смысле, что ни образ, ни имя не имеют каких-то четких и бесспорных параллелей с кельтской традицией. Возможно, образ Гоим восходит к Кайллеах, кельтской богине-ведьме, уродливой старухе, являющейся персонификацией зимы. Само же имя, кажется, не имеет каких-то аналогов; связь с еврейским словом "гоим" в данном случае вряд ли уместна, поэтому было высказано предположение, что это анаграмма имени Ogmios (без греко-римского окончания). Огмиоса – галльский вариант ирландского Огмы – Лукиан отождествил с Геркулесом, но был поражен тем, что в отличие от оного, галльский бог изображался страшным стариком и имел прямую связь с загробным миром. 


Гулеги (Ghoolegh) – ожившие мертвецы из войска Фои Мйоре. Слово очень напоминает английское "ghoul", обозначающее разновидность нежити и традиционно переводимое на русский язык как "упырь".


Дагдагх (Dagdagh) – этот персонаж назван по имени Дагды (Dagda), одного из главных божеств ирландской мифологии. Дагда считался мудрым и всеведущим и обычно изображался толстяком в грубых одеждах, однако изредка он являлся в образе прекрасного юноши с арфой, носившей имя Уаитне.


Илбрек (Ilbrec) – сын Мананнана из народа сидов. Полностью соответствует Илбреку Многоцветному, сыну Мананнана мак Лира из ирландской мифологии.


Инис Скайт (Ynys Scaith) – Остров Теней. Путешествие Корума на этот остров перекликается с путешествием Кухулина в Страну Теней, где он учился воинскому искусству у Скатах. Само же название – это традиционное общекельтское "инис" (остров) и  ирландское "scath" – "тень".


Калатин (Calatin) – волшебник, перешедший на сторону сил Хаоса, враг Корума. Образ взят из ирландской мифологии, там Калатин – злой друид из фоморов. У мифического Калатина также было множество сыновей, которые все до единого погибли.


Карах (Karach) – двойник Корума, созданный волшебником Калатином. От кельтского имени (или прозвища) Carach. Сама же сюжетная линия с мечом и оборотнем-двойником, похоже, дань уважения творчеству Пола Андерсона – похожие мотивы присутствуют в его романе "Сломанный Меч".


Каэр Ллуд (Caer Llud) –  один из главных городов мабденов. Название переводится как Крепость Ллуда. В валлийской мифологии Каэр Ллуд или же Каэр Лундейн – город, основанный богом Ллудом (он же Нудд, эквивалент ирландского Нуаду Серебряной Руки). Позже римские захватчики якобы переименовали город в Лондрис или в Лондиниум.
Соответственно названия других городов: Каэр Малод (Caer Mahlod) – Крепость Малода, Kaэр Гаранхир (Caer Garanhir) – Крепость Гаранхира (см. также Туха-на-Кремм Кройх).


Керенос (Kerenos) – предводитель Фои Мйоре, хозяин своры "адских псов". Керенос описан как человекоподобный гигант с головой, увенчанной ветвистыми рогами. Прообразом ему служат многочисленные боги-охотники кельтской мифологии. Бог-охотник часто сопровождается собакой, а на голове его красуются рога. Одним из вариантов этого бога является Цернуннос (Кернуннос), бог леса и охоты, который изображался с оленьими рогами на голове и которому Керенос и обязан своим именем.


Корум Ллау Эрейнт (Corum Llaw Ereint) – начиная со второй трилогии, имя Корума и его образ получают тесную связь с ирландской мифологией, он объединяет в себе черты сразу нескольких ее персонажей. Начнем с имени Корума, со временем исказившегося среди мабденов до "Кремм". Кремм Кройх – явная ссылка на древнее ирландское божество по имени Кромм Круах. Считается, что Кромм Круах не был исконно кельтским богом и был позаимствован у более древнего населения острова. Это имя означает "Наклонившийся с Холма", но, по-видимому, оно стало употребляться только с пришествием христианства и восходит к легенде о том, как идол склонился перед святым Патриком. Некоторые исследователи считают, что такое переименование было своеобразным каламбуром, и первоначально идола звали Кенн – Повелитель (именно поэтому "Кремм Кройх" у мабденов означает "Повелитель Кургана"). Возвращаясь к образу Корума, следует отметить следующие параллели: каждое мабденское племя называет себя по имени кого-то из героев-сидов, и лишь народ Кремм Кройха почитает героя-вадага, представителя расы более древней, чем пришельцы-сиды. Так же и Кромм Круах относится к более старому пласту мифологии, нежели основные боги ирландцев, относящиеся к Детям Богини Дану – народу, пришедшему на смену более древним.
Серебряная рука Корума – аллюзия на Нуаду, короля Племен Богини Дану, чей эпитет – Аргатламх – собственно и переводится как "серебряная рука". Свое прозвище Нуаду получил после первой битвы при Маг Туиред, в которой он потерял руку, после чего врачеватель Диан Кехт заменил ее серебряным протезом. "Ллау Эрейнт" – прозвище бритонского аналога Нуаду – Ллуда. Оно точно также переводится как "серебряная рука", однако легенда, объясняющая происхождение этого эпитета до наших дней не дошла.
В поединке с Баларом Корум играет роль третьего ирландского божества – это отражение схватки между Лугом из Туатха Де Данаан и королем фоморов Балором. В этом сражении Луг победил Балора, выбив его губительный глаз своим Всепобеждающим Копьем или – в другом варианте – татлумом, пущенным из пращи. Любопытно и следующее: Луг, несмотря на принадлежность к Детям Дану, имел прямое отношение к фоморам – Балор был его дедом по матери. Корум же однорук и одноглаз, а это та черта, которая часто приписывалась фоморам – один глаз, одна рука, одна нога. С Фои Мйоре Корума роднит и то, что он такой же чужак в новом мире мабденов, и также должен был уйти вместе с ними. Кроме того, есть мнение, что на самом деле фоморы были некогда пантеоном докельтского населения острова – иберийцев, а Кромм Круах, вспомним, считается изначально иберийским божеством.
Наконец плаванье на Остров Теней, личная вражда с Калатином и смерть от руки Медбх отсылают нас к четвертому образу ирландских легенд – Кухулину. В Земле Теней ольстерский герой обучался воинскому искусству, одним из его заклятых врагов был злой друид Калатин, а смерть свою Кухулин принял во время набега на Ольстер армии коннахтской королевы Медб.


Крайг Дон (Craig Don) – плато, на котором расположено культовое сооружение мабденов, по описанию походящее на мегалитический Стоунхендж. От валлийского названия Крайг-и-Дон (Craig-y-Don). Само слово "Craig" переводится как "скала", а Дон – имя богини-матери, британского варианта богини Дану.


Лагайре (Laegaire) – легендарный хозяин Желтого Жеребца. Имя Логайре (Лагайре) носили несколько персонажей ирландской мифологии, прежде всего известен Логайре Буадах, соратник Кухулина.


Малибанн (Malibann) – обитатели Острова Теней, раса, пришедшая из другого мира. Здесь многое перекликается с сагой об Элрике: как узнавание в деградирующих малибаннах народа, родственного вадагам, перекликающееся с эпизодом хроник Элрика, где в дегенератах джунглей герой узнал черты мелнибонийцев, так и транспортировка души Сактрика в теле крылатого кота. Считать ли загнивающую Империю Малибанн намеком на Империю Мелнибонэ, каждый решает для себя сам.


Мананнан мак Лир (Manannan mac Lyr) – отец сида Илбрека. Мананнан мак Лир – персонаж ирландской мифологии, бог волн, сын морского бога Лира. Конь Мананнана обладал способностью скакать по воде.


Маннах (Mannach) – король народа Туха-на-Кремм Кройх, отец Медбх. Имя этого персонажа является аллюзией на Форгала Манаха, отца Эмер. (см. также Медбх)


Медбх (Medhbh) – дочь короля Маннаха, возлюбленная Корума. Её имя взято из ирландской мифологии – это одна из многочисленных форм имени Медб, королевы-воительницы Коннахта. Так же, как и Корум, Медбх – сборный образ. Если помнить, что Корум во второй трилогии имеет некоторые черты легендарного Кухулина, то Медбх, как и королева Коннахта, была повинна в смерти героя, а в качестве его возлюбленной она напоминает Эмер, супругу Кухулина.
Ее прозвище – Длинная Рука, – полученное за мастерство метания татлума – восходит к эпитету Луга, бога, искусного в обращении с пращой (или, скорее, к его валлийскому аналогу – Ллеу Ллау Гифесу). 


Народ Сосен (Pine Folk) – странные существа, сражающиеся на стороне сил Хаоса, выглядящие как бледно-зеленые всадники, в жилах которых вместо крови течет сок хвойных деревьев. Кажется, каких-то явных аналогов у Народа Сосен в кельтской мифологии нет, однако можно предположить, что автор был вдохновлен древней валлийской поэмой "Кад Годдеу", (Битва Деревьев), в которой Гвидион, идя войной на загробный мир, превращал в воинов деревья, кусты и осоку.


Псы Кереноса (Hounds of Kerenos) – описание этих собак – белые с кроваво-красными ушами – в точности передает облик "адских псов" валлийской мифологии, называемых Кон Аннон (Kwn Annwn) – Свора Аннона.


Раннон (Rannon) – Фои Мйоре, что обладает способностью поднимать мертвецов своим ледяным поцелуем, превращая их в гулегов. Это мрачный вариант валлийской Рианнон, супруги Пуйла, владыки потустороннего мира. Считалось, что пение ее птиц обладало чудесным свойством воскрешать из мертвых.


Самайн (Samhain) – Вечная Зима Фои Мйоре. Самайн (Конец Лета) – день, знаменовавший у кельтов начало времени года, когда тепло солнца ослабевало, а силы тьмы, зимних холодов и подземного мира, напротив, обретали максимальную власть. С приходом христианства на смену Самайну пришел День Всех Святых.  


Сиды (Sidhi) – народ, родственный вадагам, пришедший из другого мира на помощь братьям-вадагам и мабденам Ливм-ан-Эш в борьбе со вторгшимися в их земли Фои Мйоре. Название идет от ирландских Sidhe (обычно пишут как "сиды", но правильно должно произноситься как "ши"). Так стали именоваться Племена Богини Дану после их ухода в одноименные полые холмы.


Сокровища мабденов – магические артефакты, которые мабдены получили в дар от сидов для борьбы с Народом Холода. Среди них, кроме Копья и Плаща, названы Серебряный Овен, Золотой Дуб, Чудесный Котел, Седло Жеребца, принадлежавшего cиду Лагайре и Меч. Всё перечисленное играло большую роль в культуре древних кельтов. Так овен (баран) был связан с культом галльского варианта Меркурия, а многие боги кельтов изображались с бараньими рогами. Чудесные котлы – также часто встречающийся мотив; можно вспомнить ирландский неиссякаемый котел Дагды или котел, поднимающий мертвых. Дуб у кельтов считался королем деревьев, это было самое важное дерево в друидической традиции. Кони также очень почитались у кельтов, бывших искусными всадниками, с лошадьми имели связь галльская Эпона и валлийская Рианнон; что интересно, само название Галлии в немецком языке – Gaul – имеет значение "скакун".


Сренг (Sreng) – один из Фои Мйоре. В ирландской мифологии – воин из народа Фир Болг. Сренг знаменит тем, что в первой битве при Маг Туиред он отрубил руку Нуаду, королю Туатха Де Данаан. Именно поэтому в Фои Мйоре Сренге Корум узнал новое воплощение графа Гландита, лишившего его руки.


Татлум (Tathlum) – оружие мабденов против Фои Мйоре, шар из перемолотых костей и мозгов врага. Это оружие из ирландской мифологии. Считалось, что от татлума – шарика из мозга поверженного врага, смешанного с известью – нет спасения.


Тир-нам-Бео (Tir-nam-Beo) – страна, где обитают мабдены, именующие себя Туха-на-Тир-нам-Бео. В ирландской мифологии Страна Счастья, легендарный Край Вечно Живых.


Туха-на-Кремм Кройх (Tuha-na-Cremm Croich) – самоназвание мабденского народа, почитающего своим божественным покровителем Корума, и означающее "Народ Кремм Кройха". Другие народы носят такие имена, как Туха-на-Ану (по имени богини Ану, то есть Дану), Туха-на-Гвиддену Гаранхир (по имени Гвиддно Гаранхира из валлийской мифологии). Такое название, несомненно, образовано автором от словосочетания "Tuatha De Danaan".


Фои Мйоре (Fhoi Myore) – семеро уродливых великанов, богов ледяного Лимба, именуемых также Народом Холода. По словам короля Маннаха среди Фои Мйоре пятеро мужчин и две женщины (хотя позже утверждается, что Гоим – единственная женщина). Если исходить из слов Маннаха, то на роль женщин претендуют Гоим и Раннон, а мужчины, соответственно, – Керенос, Балар, Бресс, Сренг и Арек.
Название образовано от фоморов (fomorii), демонического народа из ирландской мифологии. Фоморы – уродливые божества, поднимавшиеся из морских глубин (или приходившие с островов), чтобы бросить вызов правителям Ирландии. С ними сражались Фир Болг, а затем сменившие их Туата Де Данаан.  



Сайт создан в системе uCoz