Четверо-в-Одном на ветвях Мирового Древа
Алый Лучник (и Мара)
Творчество на уровне Архетипов — занятие особого рода. Человек, посвятивший такой работе свою жизнь — будь то поэт, мистик или психоаналитик, — вынужден в той или иной степени отрешиться от собственной индивидуальности и выйти на более высокий информационный план — план Общечеловеческого Разума, Ноосферы, Коллективного Бессознательного. Такой прорыв неизбежно влечёт за собой определённые следствия, среди которых немаловажное место занимает интуитивное понимание единства мира и взаимосвязи всех архетипических образов, влияющих на человеческое сознание.
Такая взаимосвязь нередко отображается в виде определённых символьных систем, наиболее глобальными из которых являются так называемые Древа Мира. Простейшее среди них — система символов Инь и Ян, Ноль и Единица, Тьма и Свет, весьма показательно выраженная в виде эмблемы Дао, Тайцзы, или Символа Гармонии, — а наибольшего развития эта идея достигает, например, в каббалистическом Древе Сефирот или скандинавском Мировом Ясене Иггдрасиле. Одной же из промежуточных стадий на пути от Тайцзы к наиболее сложным космологическим системам является Колесо Кватерностей — система из четырёх основополагающих символов, через которые может быть выражено всё многообразие физического и духовного мира.
В дуальном, двоичном Древе Мира все прочие сущности могут быть представлены как комбинации первоэлементов Инь и Ян, чётко отделённых друг от друга и, тем не менее, действующих непременно сообща, в неразрывном противо- и взаимодействии. Но простое разделение на Тьму и Свет, Хаос и Порядок, отражает лишь статическое состояние Вселенной. Включение в Древо Мира образа взаимной трансформации Тьмы и Света как динамического элемента позволяет перейти к троичной и четверичной системам символов. Уже в традиционном знаке Дао выход за пределы двоичности символически отображён волнообразностью линии перехода между Инь и Ян и наличием на обоих полях частиц противоположного элемента.
Введение в дуальность третьего символа — символа трансформации, перехода между Инь и Ян — приводит к возникновению триад, таких как каббалистические Завесы Небытия (Айн — Ничто, Айн Соф — Нечто и Айн Соф Аур — Всё), христианская Троица (Отец, Дух, Сын) или брахманистская Тримурти (Творение — Сохранение — Разрушение, персонифицированные как Брахма, Вишну и Шива). Однако в троичных Древах Мира отсутствует элемент направленности трансформации. Выражая тройственностью саму концепцию перехода, триады, в сущности, статичны: вместо утра и вечера в них присутствуют довольно-таки абстрактные «сумерки», а развитие и упадок выражаются как некое «переходное состояние», сущность которого может быть установлена только через анализ соседних статических состояний.
Колесо Кватерностей является закономерной стадией развития космологического Древа. Оно состоит из двух крайних, «идеальных» состояний, статичных по своей сути, и двух промежуточных, одно из которых, в классической форме кватерности, есть движение от верхней крайности Ян к нижней крайности Инь, а другое — противоток от Инь к Ян. Наиболее типичными примерами такой кватерности являются природные циклы — суточный и годовой. Архетипическому образу «Тьма» в них соответствуют Ночь и Зима, архетипическому образу «Свет» — День и Лето, Утро и Весна есть движение от Инь к Ян, Вечер и Осень — от Ян к Инь. По соответствиям с цветовой гаммой Инь есть чёрный цвет как абсолютное поглощение всех лучей, Ян — белый (либо зеркальная поверхность) как абсолютное отражение, «восходящему» элементу соответствует призматическое разложение белого цвета (радуга), «нисходящему» — градации серого цвета. Таким образом, «Большая», или «Внешняя» Кватерность состоит из элементов Тьмы, Света, Радуги и Тени.
В другом варианте Древа Кватерностей оба промежуточных элемента следуют один за другим на пути от Инь к Ян. Эта система удобна, например, в символическом отображении трансформации физических состояний при постепенном разогревании материи и ослаблении межатомных взаимодействий (твёрдое — жидкое — газообразное — плазма) через элементы Земли, Воды, Воздуха и Огня. Также при помощи этой кватерности могут быть выражены, например, человеческие темпераменты, карточные масти (архетипическая природа карт Таро — тема для отдельного разговора, хотя здесь мы ещё вернёмся к ним), эволюционная цепочка от неодушевлённой материи через неразумные и разумные живые существа к энергетическим формам жизни. Любопытно, что такие вроде бы линейные кватерности легко замыкаются в кольцо: за плазмой следует сверхплотное нейтронное вещество, обладающее свойствами элемента Земли, а неодушевлённой материи предшествует опять-таки энергия.
Приведённые системы кватерностей в значительной степени противоречат друг другу. Так, если рассматривать Порядок и Хаос как духовные категории, то Порядок соответствует Свету, а Хаос — Тьме, если же как материальные, то абсолютный Хаос — это беспорядочное движение плазмы, а абсолютный Порядок — замёрзшая при абсолютном нуле материя. Тем не менее, все кватерности взаимосопоставимы, и такое кажущееся противоречие в получаемых результатах — следствие всё того же единства материального и духовного как Инь и Ян: Свету естественным образом соответствует Огонь как рождающая свет стихия, Тени — Воздух, Радуге — Вода, а Тьме — Земля.
Другое любопытное свойство, присущее работе с Коллективным Бессознательным, которое используется, например, при проективном тестировании и в сложносимвольных оракулах наподобие И-Цзин, рун и карт Таро — континуальность и взаимовлияние отдельных Архетипов. Так, уделяя пристальное внимание всего лишь одному из Архетипов — скажем, образу Героя, — оператор (субъект, оперирующий Архетипами) цепляет весь пласт родственных Архетипов: образ Анимы (Возлюбленной) Героя, его Мудрого Учителя, Спутника и Помощника, Врага, Оружия, Неосуществимой Мечты, Моста-Между-Мирами и т. д. И, поскольку плодотворно работать с Архетипами можно лишь на глубоком интуитивном уровне, многие ассоциативные цепочки прорываются во внешний мир в виде символов как бы независимо от воли того, кто выпускает их на свободу.
Майкл Муркок — один из наиболее значительных авторов фэнтэзи, работающих на архетипическом уровне. Элрик и Корум, Джерри-а-Конел и Мунглум, Ралина и Эрмижад, Гейнор и барон Мелиадус — не просто персонажи, но Архетипы, почти не прикрытые сознательными доработками. К архетипическим относятся и другие образы: Чёрный Меч, Рунный Посох, Танелорн.
Зачастую Муркок сознательно подчёркивает преемственность своих персонажей и сюжетных линий от их ноосферных прототипов. Показательна взаимосвязь творчества писателя с символьной системой Таро: Повелители Хаоса в первой трилогии про Корума именуются Рыцарем, Дамой и Королём Мечей (игральный Валет в гадальной колоде называется как раз Рыцарем, а Мечи — тарошная масть, соответствующая, по одной из трактовок, стихии Огня; о взаимосвязи Огня не только со Светом, но и с Тьмой как Хаосом см. выше), Бало и Володин именуются «Шутами Хаоса» («Шут» — первый и последний из Старших Арканов Таро), то тут, то там всплывают образы Колесницы, Смерти, Дьявола, Падающей Башни, а Меч, Посох и две иные их инкарнации — соответственно, Камень и Грааль — представляют собой всю совокупность тарошных мастей.
Что касается муркоковской четвёрки Вечных Воителей — Четверых-в-Одном, Элрика, Хокмуна, Корума и Эрекозе, — то, вероятно, здесь автор уложился в обе традиционные кватерности интуитивно. Само по себе наличие числа «4» предполагает возможность разложения его составляющих частей по четырёхэлементному Древу Мира, но в одном случае это удаётся сразу, в других приходится делать большие или меньшие натяжки.
Неплохим учебником по переводу единиц одной символьной системы в единицы другой является «Книга 777» Алистера Кроули, а также другие магические таблицы соответствий. Однако они — не столько справочники, позволяющие осуществлять такой перевод по единственно верной схеме, сколько наглядные пособия, дающие общее представление о самой возможности такого перевода. Причём в ряде случаев полученные результаты будут отличаться друг от друга в зависимости от цели такого сопоставления, имеющейся информации об элементах системы и даже личных предпочтений оператора. Работая не с табличными данными, а с теми же принципами, которыми пользовались их создатели, можно выстроить наиболее объективную систему соответствий четырёх инкарнаций Вечного Воителя с элементами Внешней (Тьма — Радуга — Тень — Свет), или Духовной, и Внутренней (Земля — Вода — Воздух — Огонь), или Материальной Кватерностей (отметим, что в космологии Муркока Тьме соответствует Хаос, Свету — Порядок, Радуге — Равновесие, а Тени — силы, в различных формах противопоставленные Равновесию; в разных эпизодах таковыми могут являться Боги-Близнецы Кулл и Ринн, Чёрный Меч или Человек как самостоятельная сила).
Рассматривая в качестве наиболее значимого признака отношение к элементам Внешней Кватерности, легко можно установить, что Элрик как дитя Хаоса представляет элемент Тьмы (мир Элрика — мир Хаоса, богам Хаоса поклоняются и мелнибонэйцы), а Корум как дитя Порядка — элемент Света (вадаги созданы лордом Аркином, он же является личным покровителем Корума). Хокмун служит Рунному Посоху, символизирующему Космическое Равновесие, что делает его родственным элементу Радуги. Оставшееся свободным место — элемент Тени — методом исключения занимает Эрекозе, чему мы легко находим и другие подтверждения: именно в его памяти смешались воспоминания всех прочих инкарнаций героя, и именно он, в конце концов, разрубает Чёрным Мечом Весы Равновесия.
В построениях, основанных на оперировании Архетипами, важным свидетельством истинности полученных результатов является появление, помимо ожидаемых, некоторых неожиданных выводов, не связанных с логическими построениями, приведшими к ожидаемому результату, но гармонично укладывающихся в выстроенную схему. Иными словами, верно составленная таблица соответствий позволяет предсказать свойства тех элементов системы, которые не принимались в расчёт при её составлении. В данному случае такие выводы даёт анализ неких атрибутов, связанных с той или иной инкарнацией Воителя.
Чёрный Меч как атрибут Элрика (у Эрекозе его наличие вторично) и Рунный Посох как атрибут Хокмуна дают направление течению наших рассуждений: Мечи и Посохи есть масти Таро, которым традиционно приписывают значение Огня и Воздуха (причём не только в сопоставлении Мечи = Огонь и Посохи = Воздух, которого по ряду веских причин склонен придерживаться я, но и в противоположном варианте). Следовательно, в сюжетных линиях Корума и Эрекозе должны присутствовать некие артефакты, сопоставимые с Чашей (= Вода) и Монетой (= Земля). И действительно, Корум второй трилогии — обладатель Серебряной Руки (серебро нетрудно соотнести с мастью Монет и, таким образом, с Землёй; кроме того, серебро, в отличие от золота — лунный металл, что тоже перебрасывает ассоциативный мостик от Корума к Ночи, Тьме и Земле), а одним из подвигов Эрекозе является наполнение Кричащей Чаши кровью Серебряной Королевы.
Интересно, что расположенные на Внешней Кватерности Вечные Воители сюжетно связаны с атрибутами противоположных элементов Внутренней Кватерности: Элрик (Тьма, или Земля) — хозяин Меча (Огонь, или Свет), Эрекозе (Тень, или Воздух) наполняет кровью Чашу (Вода, или Радуга), Хокмун (Радуга, или Вода) служит Посоху (Воздух, или Тень), а у Корума (Свет, или Огонь) — рука из серебра (Земля, или Тьма). Кроме того, принадлежность Элрика к Тьме подчёркивает чёрный цвет его меча, а принадлежность Корума к Свету/Огню — красный цвет плаща (это единственные два цвета, однозначно ассоциирующиеся с тем или иным Воителем). Все эти совпадения — из разряда «как бы случайных» — подчёркивают не только высокую объективность выбранной нами для построения системы, но и глубокую задействованность ноосферного пласта в творчестве Майкла Муркока.