Танелорн ▶ Воплощения бессмертного ▶ Джерри Корнелиус
Джерри Корнелиус
герой или антигерой?
"...Наибольший успех - абсолютно бесспорный в момент, когда "Волна" была на подъеме - выпал на долю еще одного цикла Муркока, навеянного известными идеями канадского социолога Маршалла Маклюэна, атмосферой эпатажных 1960-х годов, эстетикой поп-культуры, а также определенной усталостью и раздражением части молодых авторов и читателей от традиционной фантастики предыдущих десятилетий. "Эльриком, вывернутым наизнанку" назвал героя цикла, Джерри Корнелиуса, уже упоминавшийся Джон Клют; а другой критик разглядел в персонаже Муркока даже Арлекина - прямую противоположность меланхолику-неудачнику Пьеро в итальянской Commedia dell'Arte. Джерри Корнелиус на некоторое время превратился в культовую фигуру: секретный агент, мессия, хиппи, мошенник-авантюрист - чего же более! Он - плоть от плоти бурной эпохи 60-х, именно такого "антигероя их времени" - если бы не "подшустрил" Муркок - рано или поздно должна была породить молодежная контркультура. Джерри рожден движением хиппи и поп-музыкой, галлюцинаторными ядовитыми красками надышавшихся и наглотавшихся чего ни попадя "детей-цветов", Че и Мао, мини-юбками и революцией в городах, возрождением комиксов и поп-артом. Это уличный оборванец, чьи университеты составили пабы и притоны Большого Лондона, но при этом оснащенный техническими "игрушками", словно взятыми напрокат у Джеймса Бонда. Циник и юродивый, народный герой и злой гений, способный - и самое главное, страстно желающий манипулировать всеми и вся, начиная от собственной персоны и кончая Мультивселенной. Разумеется, если выписывать подобную фигуру с замогильной серьезностью, то получится аутентичный портрет Дьявола. Но к счастью (или несчастью - это как посмотреть) Муркок имеет явное генетическое родство со своим героем, ибо порожден той же обстановкой и тем же временем. Поэтому, расписывая приключения Корнелиуса, он явно резвится... Романы из цикла о Джерри Корнелиусе структурно представляют собой пестрый, порой даже раздражающий декларативной "всеядностью" литературный коллаж, винегрет, в котором чем больше ингредиентов, тем вкуснее. Сенсационные газетные шапки, клипы из реально опубликованных материалов в прессе, газетные же объявления, отрывки из текстов музыкальных "хитов", новости из мира моды, научные сообщения, и слегка закамуфлированные отрывки из выступлений реальных светил науки... И все это подано под такой же дикой смесью обычно несочетаемых соусов - жанровых форм масс-культуры: похождения Джерри можно формально читать как шпионский боевик, мистический триллер, классический "спокойный" детектив, роман приключений, вестерн, и... как научную фантастику!"
"...Самый амбициозный проект Муркока посвящен супергерою, отчетливо связанному в сознании читателя с контркультурой. Джерри Корнелиус во всем достигает высшего мастерства - в сексе, религии, политике. Но он так же легко отвергает большинство общественных институтов. Первый и третий роман очаровали меня в наибольшей мере отсылками к эпохе. Кроме того, в них все-таки просматривается сюжет. Хотя и слабо. Вообще Муркок создал скорее серию парадоксальных зарисовок, чем полноценных романов. Отдельные главы слабо связаны друг с другом - разве что настроением. Помимо реалий, часто нуждающихся в комментариях, в сериале много пародии и самопародии, умело скрытой автором. Целые эпизоды намекают на что-то еще, другие эпизоды указывают на предшествующие. Хаотичность, свойственная модернистской фантастике, здесь достигла пика. Неудивительно, что культовый сериал (первая книга даже экранизирована как "Последние дни человека на Земле" с сохранением многих особенностей романа) так и не стал популярным. "Корнелиус" слишком сложен для массового читателя. Однако для тех, кто хочет постичь дух Новой Волны, он незаменим."
Стоит заметить, что в нескольких произведениях кроме самого Джерри Корелиуса участвует его сестра Катерина Корнелиус и небезизвестная Уна Перссон (именно они на второй иллюстрации).
Цитаты двух критиков приводятся здесь из-за того, что я не смог сформулировать свое мнение о данном цикле. Три, выходивших на русском языке, романа я видел, но прочитать так и не смог. Эта хаотичность, алогичность и непоследовательность повествования привела к тому, что на середине первого романа книга была закрыта и ни разу с того далёкого 1994 года, когда я её читал, у меня не возникало желание вернутся к ней. Dark Andrew
Цикл условно можно разбить на несколько частей: базовые романы (так называемый "Квартет Корнелиуса") и остальные произведения. Если посмотреть английские библиографии Муркока, то к циклу будет относится почти два десятка рассказов. Большинство из них были собраны в антологии о Джерри Корнелиусе, но некоторые печатались только отдельно, либо в несерийных антологиях. В описании сборники рассказов даются по последней, максимально полной редакции. Романы - по первому изданию.
Основной цикл ("Квартет Корнелиуса")
Базовая тетралогия, которая и "сделала имя" Джерри Корнелиусу.
The Final Programme (Финальная программа), 1967 |
A Cure for Cancer (Лекарство от рака), 1971 |
The English Assassin (Английский убийца), 1972 |
The Condition of Muzak (Условие Мьюзака), 1977 |
Остальные произведения
The Adventures of Una Persson and Catherine Cornelius in the Twentieth Century (Приключения Уны Перссон и Катерины Корнелиус в двадцатом веке), 1976 |
The Entropy Tango (Энтропийное танго), 1981 |
The Great Rock'n'Roll Swindle (Великое мошенничество Рок'н'ролла) он же Gold Diggers of '77 |
Новеллизация одноимённого фильма Sex Pistols, в дальнейшем переработанная и вошедшая под вторым названием в сборник Casablanca.
The Alchemist's Question (Вопрос алхимика), 1984 |
Рассказ, возвращающийся к темам "Квартета Корнелиуса".
The New Natute of the Catastrophe (Новая природа катастрофы), 1993 - сборник рассказов |
В сборник вошли рассказы о Джерри Корнелиусе не только самого Майкла Муркока, но и Джона М. Харрисона, Брайана Олдисса, Нормана Спинрада, Хилари Бейли и других авторов, а также комикс о Корнелиусе и рекоменации по порядку чтения произведений.
В "Новую природу катасрофы" вошли все рассказы из сборника The Lives and Times of Jerry Cornelius (Жизнь и времена Джерри Корнелиуса), 1976, а также несколько других.
Поздние рассказы, ещё не вошедшие в сборники
The Spencer Inheritance, 1998 |
Cheering for the Rockets, 1998 |