Танелорн ▶ Музыкальные проекты Майкла Муркока ▶ Hawkwind ▶ История группы
История группы
Группа "Хоквинд" (HAWKWIND) была основана в Лондоне в 1969 году в Великобритании, на базе коммуны хиппи, ютившейся в старых бараках недалеко от парка "Лэндброук Гроув". Дэйв Брок (р. Айлворс, Англия; гитара, вокал, синтезатор) и гитарист Мик Слэтери играли раньше в непризнанном ансамбле "Famous Cure", Ник Тернер (р. Оксфорд, Англия; саксофон, флейта, вокал) действовал в "Mobile Freakout". Эти две команды как-то гастролировали в Голландии, и троица договорилась о совместной работе под ярлыком "Group X", немного позже изменённом на "Hawkwind Zoo". Первый состав на двадцатиминутном лондонском выступлении включал также Дика Мика (р. Ричмонд; электроника), Джона Харрисона (бас) и Терри Оллиса (ударные).
Первый же концерт группы задал курс. "Никто из нас, - позже говорил Ник Тернер, - не является хорошим музыкантом, но мы все вместе неплохо справляемся. Так, например, я до сих пор еще не научился прилично играть на саксофоне, но знаю, как из него извлечь массу различнейших звучаний, и этого оказывается достаточным". Эта же манера, "умение делать звуки", была типичной для всех музыкантов, постоянно или поочередно игравших в группе - гитаристов Хью Ллойда Лэнгтона и Пола Рудольфа, ударников Терри Оллиса, Саймона Кинга, Энди Андерсона и Алана Рауэлла, Димика (вокал, перкуссия, синтезатор), басистов Лемми, Харви Бэйнбриджа и Адриана Шо, клавишников Дела Деттмера и Тима Блэйка, клавишника и скрипача Саймона Хауса - все вместе они создавали эффектный, то ниспадающий, то вздымающийся электронный рев, в котором буйная фантазия слушателей могла угадать "звуки вселенной". К 1969 году, перед подписанием контракта с фирмой грамзаписи сократив по предложению менеджера Дуга Смита название до "Hawkwind", они добились ярлыков "последнее настоящее действо андеграунда" и "свои в доску ребята" и своей музыкой, образом жизни и философией создали себе небольшое, но прочное ядро фанатичных поклонников. Ставший их продюсером Дик Тэйлор (гитарист из "Pretty Things"), кратковременно подменявший ушедшего Слэттери, протолкнул их одноименный с группой дебютный альбом на фирму UA.
"Hawkwind" сразу же стали много гастролировать, часто выступали с благотворительными концертами, уделяя большое внимание студийной работе. К 1972 году стиль группы получил название "электронно-блюзовой психоделии" с элементами того, что сейчас называют "тяжелым металлом". Состав группы подвергался многочисленным изменениям, но к 1972-м сформировалось ядро, состоящее из Брока, Тернера, Дела Деттмара (р. Торнтон Хет, Англия; синтезатор), Лемми (Ян Килмистер, р. 24 декабря 1945, Сток-он-трент, Англия; бас), Саймона Кинга (р. Оксфорд, Англия; ударные), и автора текстов Роберта Калверта (р. 1945, Претория, ЮАР, у. 14 августа 1988; вокал). А через год существования они выдали две гипнотические композиции "Hurry on Sundown" и "Mirror of Illusion". Эти же песни объявились на дебютном альбоме, вышедшем в июне 1970 года и указавшем направление, которому группа не изменяла все годы своего существования, лишь дополнив в 1979 году лазерным антуражем концертные выступления. Уже успевшую пережить несколько изменений в составе команду даже пригласили на фестиваль рок-музыки на острове Уайт, собравший множество "звезд" первой величины. Но верные своему имиджу "Hawkwind" в последний момент отказались от приглашения и предпочли выступить на бесплатном концерте за забором фестиваля. У ансамбля установились хорошие и легкие отношения с представителями прессы, которые охотно щекотали нервы своих читателей сообщениями о вакханалиях, происходящих на концертах "Hawkwind". На первых шагах работы репутация группы во многом была обусловлена ее готовностью играть где угодно и для кого угодно - даже и бесплатно.
Созданию своего рода легенды способствовали наркотические кутежи в лондонской роковой богеме. В такой обстановке и вышел в конце 1971 года диск "In Search Of Space", в британских списках ставший 18-м. Хотя лонгплей возник в студии, все шесть композиций звучали как исполненные на одном дыхании и сегодня еще слушаются свежо и живо. Главным хитом стала "Master of Universe", типичный продукт тогдашней наркотической субкультуры. Впечатляла "Children of the Sun", выстроенная на прямолинейном мотиве акустических гитар. Чаще всего в "Hawkwind" менялись ударники и басисты. Какое-то время на гитаре и басу стоял Дэйв Андерсон из "Amon Duul II", а затем целых четыре года - знаменитый Йен Килмистер (он же Лемми). Пик концертной деятельности для "Hawkwind" пришелся на 1972 год, когда они выступили в лондонском театре "Раундхаус". "Живой" лонгплей "Greasy Truckers' Party", на котором они имели одну сторону, содержал их главный бестселлер и концертную "коронку" "Silver Machine", очень сильно, вкупе с визуальным воплощением, звучавшую со сцены: электроника сочеталась со световыми эффектами и интересно дополнялась мастерством танцовщицы Стасии. Ее ритмические телодвижения и эффектные позы в момент кульминации завершались сбрасыванием всех покровов. Шоу имело успех.
Третий студийный альбом "Doremi Faso Latido" вышел в декабре 1972 года и поднялся в списках на две позиции выше, чем предшественник. А вошедшая в него и выпущенная синглом студийная версия "Silver Machine" заняла третье место, став рок-"нетленкой" и главным хитом группы вообще, своего рода её визитной карточкой. Без этой песни не обошлась ни одна, даже самая поздняя компиляция композиций группы. Все деньги, вырученные от продажи этого сингла, ансамбль направил на создание концертной программы "Космический ритуал", в котором отразилось их увлечение научной фантастикой. "Hawkwind" расширили свою аудиторию и выпустили записанный в Ливерпуле и Брайтоне следующий концертный альбом "Space Ritual Live", который завершил "золотую" эру. Речитативная подача собственной лирики Калверта, мистический саунд, поставленный на твердую основу. В первый и последний раз диск ансамбля попал в "десятку" (9-е место). А затем последовало американское турне и британский успех летом 1973 года сингла "Urban Guerilla", написанного по следам событий в Северной Ирландии.
С этого момента коллектив вступил в период довольно беспорядочного существования: свободная организация позволяла членам группы свободно уходить и приходить, что серьезно затруднило и в какой-то степени даже парализовало ее деятельность. Ушедший из группы в 1975 году после проблем с наркотиками во время канадского турне Лемми впоследствии сформировал "металлическую" группу "Motorhead". После его ухода бремя лидерства взвалил на себя скрипач и клавишник Саймон Хаус, который застрял в составе до 90-х годов. Хотя Роберт Калверт покинул "Hawkwind", свой восторженно встреченный дебютный альбом он записал с членами этой группы. Второй альбом, вдохновленный фантастикой Майкла Муркока (который являлся почти что членом команды и частенько замещал Калверта, когда тому нездоровилось), продюсировал Брайен Ино. Во второй половине 70-х годов ансамбль пользовался умеренным успехом в США, да и в Англии считался непременной частью шоу-бизнеса, хотя уровень их популярности со времен "Silver Machine" так и не поднимался. Их диски регулярно появлялись в двадцатке британских списков. Большинство ранних приверженцев остались верными группе; новых привлекал, главным образом, их "коммунальный" образ жизни. Оценка их музыки колебалась в пределах от "настойчивых попыток расширить пределы научно-фантастического рока" (выдержка из интервью Ника Тернера) до "неуклюжих усилий закамуфлировать собственную ограниченность с помощью световых вертушек и звукового вала" - впрочем, все восприятие зависит от типа нервных клеток. Один из критиков так описал типовой звук "Hawkwind": "четыре часа долбежки в ритме 4/4 со случайными изменениями на 8/8", а другой предположил, что группа очень долго не может освоить четвертый аккорд и добавить его к трем уже выученным. (Дэйв Брок: "Вообще трудно определить, хорошо или плохо мы играем. Иногда городишь совершеннейшую чушь и добиваешься оваций. Это сильно разочаровывает"). Однако даже самые злобные их завистники вряд ли могли отрицать, что коллективная экстравагантность "Hawkwind" не была лишена некоторого очарования, и не восхититься тем, как долго они умудряются удержаться в первой лиге британского рока.
В 1976 году, подписав контракт с фирмой "Charisma", они выпустили диск "Astounding Sounds, Amazing Music". А затем... начались изменения в составе, который считался сильнейшим. Ушел организовать ансамбль "Sphinx" Ник Тернер, а затем Рудольф и Пауэлл объявили, что музыка стала слишком "фанковой", и отправились в группу "Kicks". Выпустив кое-как диск "Quark, Strangeness & Charm" с Адрианом Шо на вокале, отпустив в очередной раз Роберта Калверта, по-настоящему харизматическую личность и поклонника фантастики Майкла Муркока с его апокалиптическими видениями, до мая 1979 года они считались распавшимися. И когда после неуспеха американского турне "держатель названия" Саймон Хаус отправился поддерживать на гастролях Дэвида Боуи, а Дэйв Брок продал свою гитару со словами "хватит", оставшиеся члены, присоединив техничных клавишников Пола Хэйзла и Стива Свинделза, столкнулись со стандартной в таких случаях юридической проблемой. В результате следующий диск был выпущен под ярлыком "Hawklords". Уже в сентябре под прежним названием коллектив выступил на фестивале "Футурама" в Лидсе, впервые используя для сценического представления лазеры. Когда третья волна "металла" на рубеже 70/80-х годов захлестнула британскую популярную музыку, Hawkwind оказались на коне. Их манера практически не изменилась - группа исполняла мощные психоделические блюзы с обилием электронных эффектов; усложнились тексты. Лучшими альбомами зрелого периода являются "Hall Of The Mountain Grill", "Levitation" и "The Xenon Codex"; дух этого периода особенно хорошо передает "живой" альбом "Live Chronicles". Каждый музыкант, хоть некоторое время игравший в ансамбле, проходит своего рода "школу высшего мастерства", что гарантирует музыкальную карьеру и уважение коллег. Роберт Калверт умер 14 августа 1988 года от сердечного приступа. Его смерть вдохновила "Hawkwind" к созданию отличного альбома "Space Bandits" с замечательной песней "Out of the Shadows". В ансамбле образца начала 90-х играли передумавший Дэйв Брок, Хаус, а также Харви Бэйндридж (бас, клавишные, вокал), Алан Дэйви (бас, вокал, синтезатор) и ударник Ричард Чэдвик; мужскую компанию дополняла певица Бриджет Уишарт. 90 годы ознаменовались массированным переизданием ранних творений "Hawkwind" сразу несколькими лэйблами, вышло также несколько новых дисков.
"Hawkwind" является так называемой "альбомно-ориентированной" группой, то есть в своем творчестве основную ставку делают на создание тематических альбомов, не стремясь к кратковременному успеху в хит-параде синглов. На концертах группы выступает балетный ансамбль, используются световые и пиротехнические эффекты. За эти годы в группе произошло более 40 изменений состава. "Hawkwind" регулярно выступают на всех крупных рок-фестивалях, пишут музыку к кинофильмам и театральным постановкам, сотрудничают с различными исполнителями. В 80-е годы манера "Hawkwind" практически не изменилась - группа исполняет мощные психоделические блюзы с обилием электронных эффектов, усложнились тексты. Каждый музыкант, хоть некоторое время игравший в "Hawkwind", проходит своего рода "школу высшего мастерства", что гарантирует дальнейшую карьеру и уважение коллег. Работы группы девяностых годов принципиально не отличаются от в высшей степени завернутых психоделий, прославивших "Hawkwind" в начале 70-х.
Фантастический имидж группы часто подчеркивался в названиях дисков, например: "In Search Of Space" и "Space Ritual". Однако, когда их очередной альбом начал копировать идеи рэйва, стало очевидно, что они исчерпали вдохновение. В "Palace Springs" содержалось не менее пяти кавер-треков ранних композиций. В 1992 году после американского турне состав группы развалился. В конечном счете уменьшенный до трио (Брок, Дэйви и ударник Ричард Чэдвик), "Hawkwind" стал исполнять танцевальную музыку, и последующие его релизы имели очень немного общего с ранним творчеством группы.
(по материалам http://hardrockcafe.narod.ru/, http://encyclopedia.homecoll.ru/, http://gromko.ru/)